3 мая 2009 Автор: DrewStyle Просмотров: 5887 Комментариев: 0
Загадки Тунгусского метеорита: факты и гипотезы.

30 июня 1908 года примерно в 7 часов 15 минут местного времени над тайгой в районе реки Подкаменная Тунгуска раздался взрыв или серия взрывов. По оценкам, произведённым позже, мощность взрыва примерно в 2000 раз превышала мощность взрыва атомной бомбы, сброшенной позднее американцами на Хиросиму.

Яркая вспышка, которая была видна за сотни километров, подожгла тайгу, но затем мощная ударная волна потушила огонь и повалила деревья на площади более 1000 квадратных километров. Обожжённые снаружи стволы деревьев законсервировались и видны даже 100 лет спустя. Сотрясения почвы и возмущения магнитного поля Земли были зафиксированы по всему миру. В течение последующих нескольких ночей, коротких в это время, над всем северным полушарием наблюдалось разноцветное свечение неба.

За 100 прошедших лет появилось больше сотни различных гипотез произошедшего, из которых около трети основано на конкретных фактах и претендует на научность. Поскольку всё это произошло в практически незаселённом людьми районе, куда трудно было добраться, первоначальной гипотезой было падение огромного каменного или железного метеорита, судя по сотрясению земли, массой в миллионы тонн. Метеорит был назван Тунгусским.

Только в 1921 году академик В.И.Вернадский поручил исследователю метеоритов Л.А.Кулику организовать экспедицию к месту падения Тунгусского метеорита. Но в тот год добраться до места падения метеорита не удалось. И только в мае 1927 года экспедиция Кулика оказалась в эпицентре, но кратера не обнаружила. Было высказано предположение, что метеорит развалился на части при приближении к Земле, но до конца тридцатых годов несколько экспедиций так и не обнаружили никаких его обломков. Экспедициями было обнаружено, что вокруг места падения Тунгусского метеорита лес повален веером от центра, причем в центре часть деревьев осталась стоять на корню, но без ветвей.

Последующие экспедиции заметили, что область поваленного леса имеет характерную форму "бабочки", направленную с востока ‑ юго‑востока на запад ‑ северо‑запад. Общая площадь поваленного леса около 2200 квадратных километров. Моделирование формы этой области и расчеты с помощью ЭВМ всех обстоятельств падения показали, что взрыв произошел не при столкновении тела с земной поверхностью, а еще до этого в воздухе на высоте 5‑10 км.

Чтобы получить от властей деньги на последующие экспедиции и научные исследования, учёные даже высказали гипотезу, что метеорит состоял из миллионов тонн никеля, в котором очень нуждалась промышленность СССР. Было принято постановление правительства о продолжении исследований, а в 1942 году к месту падения метеорита планировалось даже протянуть железную дорогу для вывоза ценного стратегического сырья. Но началась война, Кулик ушёл на фронт, попал в плен и погиб, а экспедиции надолго прекратились.

Загадки Тунгусского метеорита: факты и гипотезы.

В середине 40-х годов с развитием ядерных исследований и созданием атомной бомбы, появилась гипотеза ядерного взрыва. Её предложил после консультаций с учёными-физиками писатель-фантаст Александр Казанцев. В 1945 году он опубликовал рассказ «Взрыв», в котором описывался взорвавшийся при приближении к Земле атомный межпланетный корабль инопланетян. Но предвоенные экспедиции Кулика не обнаружили не только обломков метеорита, но и каких-либо деталей корабля.

После ядерного взрыва на земле должны остаться радиоактивные изотопы. И их состав был бы разным при реакциях деления (атомный взрыв) или синтеза (водородный взрыв). И в 50-х годах в тех местах была даже обнаружена повышенная радиоактивность. Но в пробах присутствовали и короткоживущие радиоактивные изотопы, которые не могли сохраниться в течение пятидесяти лет после взрыва. Оказалось, что это – радиоактивные осадки после проведения нами испытаний ядерного оружия.

Метеоритная гипотеза, поддержанная многими исследователями, успешно просуществовала вплоть до 1958 года. Согласно ей, Тунгусское космическое тело являлось достаточно крупным железным или каменным метеоритом. Впоследствии стало ясно, что эта точка зрения не в состоянии объяснить целый ряд явлений, наблюдавшихся как в момент катастрофы, так и после него. Прежде всего непонятно, почему метеорит взорвался подобно взрывчатке и куда исчезло его вещество. Совершенно неясно, как в этом случае могли возникнуть оптические аномалии за тысячи километров от места катастрофы. Почему в эпицентре ускорился рост растений? Как с точки зрения этой гипотезы объяснить эффект магнитной бури разыгравшейся в ионосфере сразу после взрыва?

Предлагались и совсем экзотические гипотезы произошедшего взрыва. Например, что к Земле приблизился огромный кусок антивещества. Произошла его аннигиляция с веществом с выделением огромной энергии. При этом как раз не должно остаться никаких вещественных или радиоактивных следов. Но вероятность того, что антивещество пролетело большое расстояние по нашей вселенной, состоящей из вещества, и постепенно не аннигилировало, постоянно встречаясь с космической пылью и более крупными объектами, ничтожно мала.

Была высказана и гипотеза, что в то время в Нью-Йорке Никола Тесла проводил эксперименты по сбору и концентрации энергии из мирового пространства. Но не сохранилось никаких фактов, а сам Тесла уже умер почти одновременно с Куликом.

Загадки Тунгусского метеорита: факты и гипотезы.

Сегодня существуют десятки гипотез, предлагающих различные сценарии катастрофы. Красноярский исследователь Д.Тимофеев предполагает, что взрыв произошел из-за детонации природного газа, подожженного влетевшим в атмосферу метеоритом. Физики М.Дмитриев и В.Журавлев объясняют события 1908 года прорывом сгустка солнечной плазмы, вызвавшим образование, а затем взрыв нескольких тысяч шаровых молний с объемом в четверть кубического километра. По мнению американских ученых М.Джексона и М.Риана, разрушения в сибирской тайге в 1908 году были вызваны столкновением Земли с "черной дырой". Московский физик А.Ольховатов твердо убежден, что Тунгусское событие — разновидность необычного земного землетрясения. Не менее странным объяснением является взрыв НЛО, вылет из под земли гравиоболида и взрыв "информационных контейнеров". Подобные гипотезы интересны лишь своей необычностью, но к решению проблемы, увы, нас не приближают.
Неоднократно предпринимались попытки связать тунгусское явление с какими-либо необъяснимыми находками вблизи места взрыва и за его пределами. В последнее время к ним относились: загадочный Патомский кратер, находящийся на севере Иркутской области; необычные камни, найденные в 1993 году под г. Красноярском Ю.Лавбиным; загадочное по своему составу "вашское железо" обнаруженное в 1976 году в Коми АССР; "Чертово кладбище" под с. Кежмой на реке Ангаре; необычный взрыв в Сасово. Все эти утверждения страдают одним общим недостатком — незнанием фактического материала, относящегося к событиям 1908 года. Видимо, из-за желания мыслящего человека собирать калейдоскоп событий, происходящих вокруг него, в нечто целое, мы станем свидетелями еще множества подобных сообщений...

Еще по одной версии, с Землей столкнулось тело, обладавшее большой кинетической энергией, но имевшее низкую плотность (ниже плотности воды), малую прочность и высокую летучесть, что привело к быстрому его разрушению и испарению в результате резкого торможения в нижних плотных слоях атмосферы. Таким телом могла быть комета, состоящая из замерзшей воды и газов в виде "снега", с вкрапленными тугоплавкими частицами.

Загадки Тунгусского метеорита: факты и гипотезы.

В 1988 году участники научно‑исследовательской экспедиции Сибирского общественного фонда "Тунгусский космический феномен" под руководством члена‑корреспондента Петровской академии наук и искусств (Санкт‑Петербург) Юрия Лавбина обнаружили недалеко от Ванавары металлические стержни. Лавбин выдвинул свою версию случившегося ‑ из космоса на нашу планету надвигалась огромнейшая комета. Об этом стало известно какой‑то высокоразвитой цивилизации космоса. Инопланетяне, чтобы спасти Землю от глобальной катастрофы, выслали свой дозорный космический корабль. Он должен был расколоть комету. Но, к сожалению, атака мощнейшего космического тела оказалась не совсем удачной для корабля. Правда, ядро кометы рассыпалось на несколько осколков. Некоторые из них попали на Землю, а большая часть их прошла мимо нашей планеты. Земляне были спасены, но один из осколков повредил атакующий инопланетный корабль, и тот совершил вынужденную посадку на Землю. Впоследствии экипаж корабля отремонтировал свою машину и благополучно покинул нашу планету, оставив на ней вышедшие из строя блоки, остатки которых и были найдены экспедицией к месту катастрофы.

За долгие годы поисков обломков космического пришельца члены различных экспедиций в общей сложности обнаружили на территории катастрофы 12 широких отверстий конической формы. На какую глубину они уходят, никто не знает, так как их никто даже не пытался изучать. Однако недавно исследователи впервые задумались над происхождением отверстий и картиной повала деревьев в районе катаклизма. По всем известным теориям и по самой практике, поваленные стволы должны лежать параллельными рядами. А тут они лежат явно антинаучно. Значит, и взрыв был не классическим, а каким‑то совершенно неведомым науке. Все эти факты позволили геофизикам вполне обоснованно предположить, что тщательное изучение конических отверстий в земле прольет свет на сибирскую тайну. Некоторые же ученые уже стали высказывать мысль о земном происхождении феномена.

Загадки Тунгусского метеорита: факты и гипотезы.

В 2006 году, по сообщению президента фонда "Тунгусский космический феномен" Юрия Лавбина, в районе реки Подкаменная Тунгуска на месте падения Тунгусского метеорита красноярские исследователи обнаружили кварцевые булыжники с загадочными письменами. По мнению исследователей, странные знаки нанесены на поверхность кварца техногенным образом, предположительно с помощью воздействия плазмы. Анализы булыжников кварца, которые исследовались в Красноярске и в Москве, показали, что кварц содержит примеси космических веществ, которые не могут быть получены на Земле. Исследования подтвердили, что булыжники являются артефактами: многие из них представляют собой "срощенные" слои пластин, на каждый из которых нанесены знаки неизвестного алфавита. По гипотезе Лавбина, кварцевые булыжники ‑ осколки информационного контейнера, отправленного на нашу планету внеземной цивилизацией и взорвавшегося в результате неудачного приземления.

Загадки Тунгусского метеорита: факты и гипотезы.

Тунгусская катастрофа относится к числу хорошо изученных, но вместе с тем к одному из самых загадочных явлений ХХ столетия. В определенной степени нам повезло, мы стали свидетелями редкого (в истории человечества) события. На первый взгляд создается впечатление полной ясности. А с другой стороны, десятки экспедиций, сотни научных статей, тысячи исследователей, полсотни точек зрения, смогли лишь приумножить знания о ней, но не ответить на в общем-то простой вопрос: что же это было?
Несомненно, одно: тунгусская тайга хранит еще много неразгаданных тайн. Загадок в ней более чем достаточно. Хотя бы что собой представляет кратер, найденный в 1994 году за эпицентром взрыва на продолжении траектории? Где находится "сухая речка" борозда, описанная эвенками-охотниками? Каким образом возникли кратеры, обнаруженные Л.А.Куликом и исчезнувшие в наше время? Какова природа магнитной бури, последовавшей после взрыва? Почему же Тунгусский метеорит взорвался подобно самой мощной взрывчатке? Что это за странное космическое вещество и куда оно исчезло? Не менее интересно выяснить, по какой же траектории летел Тунгусский болид. Но самая удивительная тайна — почему тысячи исследователей стремятся понять, что произошло 30 июня 1908 года в сибирской тайге.

Загадки Тунгусского метеорита: факты и гипотезы.

9 октября 1995 года по постановлению Правительства РФ учрежден государственный природный заповедник "Тунгусский" общей площадью в 296 562 га. Территория его уникальна. Она выделяется среди других заповедников и заказников мира тем, что это единственный на земном шаре район, дающий возможность непосредственного изучения экологических последствий космических катастроф.

В Тунгусском заповеднике, ввиду уникальности события 1908 года, в порядке исключения разрешена ограниченная туристическая деятельность с целью экологического просвещения населения, ознакомления с красивыми природными объектами заповедника, местом падения Тунгусского метеорита. Существует три эколого‑просветительских маршрута. Два из них водные, по живописнейшим рекам Кимчу и Хушма, третий ‑ пеший по "тропе Кулика" ‑ знаменитый маршрут первооткрывателя места катастрофы Тунгусского метеорита.

Ключевые теги: Интересное