Азербайджанская семья глазами российской журналистки

Напечатать Категория: Новости » Общество
28 января 2013 Автор: AZAZEL Просмотров: 5919 Комментариев: 32
Азербайджанская семья глазами российской журналистки


У всех на слуху старая затертая фраза: "семья – ячейка общества". С этим все согласны, вот только на практике такое почему-то редко наблюдается. Потому что семьи в западном обществе уже давно нет, есть "партнерские отношения". Нормальных людей от этой формулировки коробит. Вот встречаются мужчина с женщиной, начинают вместе жить – легко, без каких бы то ни было ритуалов, и так же легко расстаются. Потом бегут по жизни, встречают нового "партнера", опять начинают вместе жить… Какое-то просто броуновское движение! И получается, что ни семьи, ни общества. То, что семья – ячейка, понимаешь только на Востоке, на Кавказе, в Азербайджане. Здесь так просто не начнешь вместе жить: ни законы ислама, ни патриархальное воспитание не позволят. Семья здесь – основа всей жизни. Законы семьи перевешивают подчас и юридические законы, и правила на производстве: если тебе нужно уйти на похороны, поминки или на свадьбу, ты просто приходишь к начальнику и говоришь: "Я пошел!" И начальник молчит, потому что понимает – завтра ему нужно будет туда же. Помню, в один из своих первых приездов в Баку я должна была встретиться с одним чиновником, но встреча откладывалась и состоялась только через неделю. Я возмущалась страшно! Он, видите ли, в районе застрял! То на свадьбе, то на похоронах. Такими ситуациями я возмущалась часто – пока не стала тут жить и не поняла, что по сравнению с обязательствами перед семьей все другие обязательства меркнут.

Создав семью (часто с большими трудностями), к ней очень бережно относятся. Еще и потому, что огромное, если не самое главное, значение имеет общественное мнение, то самое пресловутое "а что люди скажут?" Так как "люди" вокруг – это не только соседи, но и родственники, то будет большим позором довести дело до развода. Конечно, в Азербайджане, как и везде, супруги ссорятся, кричат "я от тебя ухожу!", но стоит жене действительно уйти в отчий дом, как родственники и родители мужа сразу же организовывают "парламентариев". Иногда мужа уже достала семейная жизнь хуже горкой редьки, но мамы, тетки, сестры тут же разводят бурную деятельность по воссоединению семьи. И чаще всего своего добиваются. Но если есть дети, то в девяноста девяти случаях из ста ни о каком разводе речь просто не заходит. Дети для азербайджанцев – святое. Мужчина может сколько угодно мучиться с нелюбимой женой, даже иметь любовницу, но никогда не бросит детей. Особенно девочек. Ребенок для азербайджанца в подавляющей их массе – это идея фикс.

Хотя дети в семье – в равной степени желанное явление и для женщин. Ни от одной женщины вы здесь не услышите: "Мы хотим сначала пожить для себя, встать на ноги, а потом уже подумаем о детях". Если год, два в семье нет детей, общественность в лице родственников начинает бить тревогу, а сами молодые бегать по врачам, тратить сумасшедшие деньги на лечение, и ребенок чаще всего появляется. И не один. Безусловно, сейчас по восемь-десять никто не рожает, не те времена, но двое-четверо – это норма, а не исключение. Исключение – один. Таким образом, дети сразу привыкают к тому, что много сестер и братьев – норма, это ставится для них моделью, и свою жизнь они, в свою очередь, начинают строить по этой модели. И от старших детей здесь не услышишь, что "я не буду сидеть с младшим братишкой!" или "сами родили – сами и воспитывайте, а я гулять пошел!"

Очень трогательное отношение у братьев к сестрам. Мальчишке лет тринадцати не стыдно сказать своим друзьям, что он не пойдет гулять, потому что на него оставили младшую сестренку. Да этим друзьям и в голову не придет от него требовать куда-то пойти, если на него оставили младших. Если дети относительно взрослые, то брат никогда не отпустит свою младшую сестру одну, особенно вечером – обязательно проводит, встретит. Хотя вот такой преувеличенной заботы я понять не могу, если учесть, что в Баку очень спокойно, а уж в маленьких городах и селах, где вообще все друг друга знают – тем более: гуляй себе ночью, сколько хочешь, будь ты хоть девушка, хоть старушка! Понять не могу, но восхищаюсь. Приходит на ум моя родина: да не все равно брату, куда его сестра пошла?! А здесь за сестрой следят, даже если она старшая. Следят – не в смысле выслеживают, а заботятся. Иной раз потуги маленького мужчины указывать, что делать его старшей сестре, довольно смешны, но в любом случае уважение вызывают.

В Азербайджане очень нежно реагируют на самих детей: чужие дети, как и свои, вызывают умиление и желание поиграть с ними, успокоить, если те плачут или капризничают. Здесь никогда не услышишь, чтобы в автобусе, когда у какой-нибудь мамы раскричится ребенок, ей бы с раздражением сказали: "Да успокойте вы свое чадо!". Поехала я однажды на экскурсию по стране. В нашем автобусе была семья с трехлетней дочерью. Девочка, понятное дело, иногда капризничала. И никто не возмущался, никто не ворчал – наоборот: с девочкой играли, старались ее отвлечь. Всей компанией ее дружно кормили, когда она отказывалась есть. И это при условии, что все вокруг были абсолютно чужими ей людьми – обычная сборная экскурсия.

Очень большое внимание уделяется воспитанию детей на собственном примере. Есть такая пословица: "Будь таким, каким хочешь видеть своего ребенка". Если ребенок с детства видит, что отец старается как можно лучше и больше работать, что его родители выказывают уважение своим родителям, прислушиваются к их мнению, он, став взрослым, будет поступать точно так же.

Что еще меня поначалу восхищало и к чему я сейчас уже привыкла: это помощь ребенку со стороны теть и дядь. К примеру, вышла старшая сестра замуж, родила ребенка. Она может в любую минуту позвонить своей сестре или брату и сказать: "Мне надо уйти, посиди с моим ребенком". Мне сложно представить себе москвичку, которая звонит сестре, а тем более брату с аналогичной просьбой. Да у нас иногда сестру или брата годами не видят! (Если они вообще есть…) А если и позвонит, то в ответ от замотанной сестры услышит: "Извини, дел по горло, некогда!" Кто-то может сказать: "Жизнь такая, ритм такой, все работают!". На это хочется возразить: а здесь не работают?! Так что аргумент по поводу московского ритма не состоятелен. Все дело в том - я, будучи русской, могу смело сказать: мы, русские, растеряли это чувство семьи. Не скажу, что все, но многие. Тут я заметила одну вещь, от которой мне опять же стало неловко за русских мужчин. Допустим, в России ребенка кто-то обидел. Что он крикнет? "Все маме скажу!" А в Азербайджане вы услышите: "Все папе скажу!". Это, по-моему, в комментариях не нуждается!

Говоря о семье, невозможно не рассказать о стариках. Такую заботу о стариках, такое перед ними уважение я в России, клянусь, не видела! Сколько там брошенных, одиноких стариков! А во всем Азербайджане всего девять (!) домов престарелых, где живут всего одна тысяча сто человек. Это старики, у которых, в основном, вообще нет никаких родственников. Обычно если есть хоть какая-то родня, седьмая вода на киселе, она обязательно забирает старика к себе. Есть замечательная азербайджанская пословица: "На стариках семья держится".

Согласно данным Американского национального центра по защите пожилых людей, каждый третий американец старше шестидесяти пяти лет, живущий под одной крышей с родственниками, подвергается психологическому давлению с их стороны. Поэтому либо сам уходит жить в дом престарелых, либо его туда "спихивают". В Азербайджане это даже представить себе невозможно! Вот как на эту тему пишет известный историк Моисей Беккер из Баку: "Чтобы там ни говорили в Европе о том, что в некоторых домах престарелых старикам может быть лучше, уверен, что лучше, чем в родной семье, человеку не может быть нигде. Самое главное в жизни стариков – это семья. Должны быть связь поколений, преемственность на уровне семьи, рода, младшие должны общаться со старшими каждый день, а старшие – передавать накопленный житейский опыт. Внуки должны видеть и чувствовать проблемы стариков, связанные со здоровьем, сопереживать им, гулять с ними. В таких семьях старики долго живут, а молодые не жестокосердны. Часто в больших городах (особенно в Европе) можно видеть, как молодые семьи с большей охотой холят собачек и кошечек, нежели своих стариков. Для нас это ненормально". Последняя фраза – ключевая.

Безусловно, есть и исключения, потому что все люди разные. Но это именно исключения, и если молодые не выказывают старикам уважения, не заботятся о них, они вызывают всеобщее осуждение. Неразрывная связь поколений делает в Азербайджане практически ненужным институт психоаналитиков. Замечательный азербайджанский психиатр Агабек Султанов утверждал, что "ввиду того, что в нашей стране традиционно большие семьи, нет особой надобности в большом количестве психотерапевтов: их роль вполне исправно выполняют бабушки-дедушки".

Кстати, о дедушках. В России по статистике пожилых женщин намного больше, чем пожилых мужчин. Мужчины умирают раньше. В Азербайджане стариков и старушек примерно поровну. Причин тому много: и та самая забота со стороны молодых, которая позволяет старикам жить дольше, и отсутствие у мужчин пороков типа алкоголизма. Еще одной причиной ранней смертности российских мужчин называют одиночество – как результат развода и как результат брошенности со стороны детей. Здесь ни того, ни другого нет.

Старики, в свою очередь, стремятся приносить как можно больше пользы. От молодой бабушки (а в Азербайджане бабушка в сорок лет – явление самое ординарное) не услышишь, что ей некогда сидеть с внуками, что у нее работа или личная жизнь. Старшее поколение активно участвует в жизни молодой семьи, иногда, пожалуй, чересчур активно. Потому что активная забота об уже не юных детях зачастую делает их инфантильными. Об этом говорит даже язык: русскоязычные азербайджанцы, будучи далеко не юными, говорят о старшем поколении "взрослые", тем самым как бы считая себя не взрослыми. Когда определение "взрослые" ты слышишь от юноши, это звучит нормально, но когда тебе уже к сорока, а кто-то для тебя по-прежнему "взрослый", – наводит на размышления.

С точки зрения азербайджанцев я в свои сорок с хвостиком пока еще не совсем взрослая. В этом я и вижу проявления некоторого инфантилизма. Кстати, в Азербайджане есть шутливая поговорка: "Мечта каждого азербайджанца, чтобы его похоронили родители", т.е. он все время хочет оставаться ребенком, существовать под опекой "взрослых". При этом не устает опекать своих детей. Например, в дни, когда идут вступительные экзамены, около институтов не протолкнешься от толп родителей, которые по нескольку часов караулят у дверей с начала и до окончания экзамена.

Российские родители иной раз не знают, как выглядит здание института, в котором учится их чадо. Отец тридцатилетней дочери может прийти к ней на работу и пытаться защищать ее от несправедливых нападок начальства или решать какие-то другие конфликты, в которых она замешана. В России это не просто тяжело, это невозможно себе представить.

Хорошо это или плохо, со стороны судить нельзя, но, в любом случае, это опять же прекрасно характеризует нацию: интересы семьи здесь стоят на первом месте и эти интересы защищаются любыми способами.
Азербайджанская семья глазами российской журналистки

Recommend us

Рейтинг '+' (32)


Ключевые теги: ММ

Поблагодарили 45 человек(а):
  • img
  • img
  • open.az
Leyla:-) (28 января 2013 08:30)
Сейчас: оффлайн
спасибо smile
 Статус: я не подарок, я - сюрприз :: Изменён: 2 апреля 2010

PobegZlodeev (28 января 2013 08:46)
Сейчас: оффлайн
со многим согласен,хотя не со всем...пасиб


Little Deer (28 января 2013 08:50)
Сейчас: оффлайн
Меня эти стереотипы бесят.Везде есть люди,которые разводятся,женятся,потом опять разводятся,хоть в Европе,хоть в Америке,хоть в Азербайджане,а тут так все написано,не совсеми пунктами я тут согласна
img AZAZEL (2013-01-28 10:07:44)
зачем на все смотреть с критической точки зрения.Во всем есть свои минусы.Но приятно,когда со стороны в тебе (в данном случае нашем укладе)видят только хорошее
img Little Deer (2013-01-28 10:11:22)
Конечно,хорошо,когда видят только хорошее,но я не понимаю зачем на других наговаривать,возвышаю при этом свою страну
img AZAZEL (2013-01-28 10:17:08)
Ты про намек на Европу?так это ведь правда.И Росии у многих дома кошки и собаки на первом месте.
img Little Deer (2013-01-28 10:20:30)
Какие собаки,какие кошки? "С этим все согласны, вот только на практике такое почему-то редко наблюдается. Потому что семьи в западном обществе уже давно нет, есть "партнерские отношения". Нормальных людей от этой формулировки коробит. Вот встречаются мужчина с женщиной, начинают вместе жить – легко, без каких бы то ни было ритуалов, и так же легко расстаются. Потом бегут по жизни, встречают нового "партнера", опять начинают вместе жить… Какое-то просто броуновское движение! И получается, что ни семьи, ни общества. То, что семья – ячейка, понимаешь только на Востоке, на Кавказе, в Азербайджане." я про это
img AZAZEL (2013-01-28 10:22:55)
Вот встречаются мужчина с женщиной, начинают вместе жить – легко, без каких бы то ни было ритуалов, и так же легко расстаются. Потом бегут по жизни, встречают нового "партнера", опять начинают вместе жить… Какое-то просто броуновское движение! У НАС ЕЩЕ НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО)
img Little Deer (2013-01-28 10:24:38)
у нас тоже такое есть,так же,как у запада настоящая вечная любовь
img AZAZEL (2013-01-28 10:34:18)
нет у нас ни какой вечной любви.Есть обязательства перед семьей и родителями.
img Little Deer (2013-01-28 10:35:36)
Нафиг так жить?Никчемное существование
img AZAZEL (2013-01-28 10:47:51)
Кому то везет и у него все по любви))А у кого то любовь на стороне.Это жизнь и ничего с этим не поделать.и не важно где ты живешь.
img Little Deer (2013-01-28 11:02:19)
Последние слова в точку,но не надо обобщать
img vse okey (2013-01-28 14:56:08)
кстати чаще всего и в большинстве случаев в нашей стране на стороне ходят мужчины ,но как говорится походит походит ,а потом все равно домой вернется ! так что в конечном итоге наша забота о семье , меньшее количество разводов и долгий брак ,благодаря нашим женщинам ,которые многое терпят ради своих детей !( зачастую это срабатывает и в конечном итоге они счастливы ) мне нравится уклад азербайджанской семьи , все равномерно строго ,есть приличие между членами семьи , особый порядок !
img Little Deer (2013-01-28 15:00:00)
мне нет
img vse okey (2013-01-28 15:06:01)
а что именно,олененок ?
img Little Deer (2013-01-28 15:21:10)
Мне не нравится,как так легко относятся к мужским изменам
img vse okey (2013-01-28 15:27:23)
сейчас уже вообще не относятся ! не такие терпеливые какими были прежде наши женщины
img Little Deer (2013-01-28 15:39:32)
ну и правильно


Brodyajka (28 января 2013 09:33)
Сейчас: оффлайн
Правда...спасибо )))))


oNe-DaY (28 января 2013 09:58)
Сейчас: оффлайн
spasibo)
 Статус: losing all hope is freedom.. :: Изменён: 8 октября 2015

Mafiozka7 (28 января 2013 10:45)
Сейчас: оффлайн
Nu mi ne idealniye no mi znayen svoye mesto...Ya nepredsyavlayu kak mojna brosat svoix roditeley ili babuwli deduwku eto je podlo...Spasibo
 Статус: Гиена львице не помеха... Запомни детка! :: Изменён: 18 марта 2013

Miss.Bakinka (28 января 2013 11:42)
Сейчас: оффлайн
spasibo.
 Статус: Всегда найдётся человек, ради которого мы сломаем свои принципы и правила. :: Изменён: 23 мая 2014

TN (28 января 2013 11:50)
Сейчас: оффлайн
spasibo))
 Статус: I MISS YOU SO MUCH((((-ENRIQUETTE AZ :: Изменён: 3 июля 2014


Eliiiw (28 января 2013 11:52)
Сейчас: оффлайн
в каждой национальности и город tongue е свои минусы и плюсу
 Статус: Время идет :: Изменён: 10 марта 2015

в каждом сердце,есть тепло:*
careful_girl (28 января 2013 12:07)
Сейчас: оффлайн
не все ведь такие семьи) tongue
 Статус: настоящие друзья............. оказывается вас так мало))) :: Изменён: 10 февраля 2013

Crazyyyy (28 января 2013 12:55)
Сейчас: оффлайн
Спасибо smile
 Статус: Ozgur olmak istiyorum... :: Изменён: 2 октября 2016


Naarmiw (28 января 2013 13:10)
Сейчас: оффлайн
bravo)))mne ponravilos`))ya 4asto dumayu o tom kak navsegda pokinut` Azerbaycan,no potom siju i dumayu...tam zagranicey vse po drugomu...v nekotorix stranax ti umerat` budew tebe ne pomogut...vowem u kajdogo svoi zakoni,ponyatiya,mentalitet...i vryatli ya smogu priviknut`...yewo v Gruziyu i Turciyu mojno...a v drugix ya prosto ne ujivus`...
 Статус: Я ни на кого не обижаюсь, они всё равно заболеют и сдохнут.)) :: Изменён: 31 января 2013

fantom) (28 января 2013 13:15)
Сейчас: оффлайн
Создав семью (часто с большими трудностями), к ней очень бережно относятся. Еще и потому, что огромное, если не самое главное, значение имеет общественное мнение, то самое пресловутое "а что люди скажут?" Так как "люди" вокруг – это не только соседи, но и родственники, то будет большим позором довести дело до развода.
единственное,что прочитала wink ну а слова прям в точку и меня это чуть бесит,потому что из-за таких вот "людей" люди боятся жить так как им хочется,вдруг другим это не понравится..


Gul98 (28 января 2013 13:42)
Сейчас: оффлайн
Спасибо))))


BAKINKA...)) (28 января 2013 13:52)
Сейчас: оффлайн
net idealnoy nacianalnosti,strani,qoroda.......tak cto ne nado scitat minusi druqix......... vseravno u nas bolshe plyusov............
 Статус: Жизнь — как фортепиано… Белые клавиши это любовь и счастье, черные-горе и печаль. Чтобы услышать музыку жизни, мы должны коснуться и тех, и тех. :: Изменён: 21 апреля 2012

Life beautiful ^_^ Think positive :)
solniwko107 (28 января 2013 14:14)
Сейчас: оффлайн
spasibo winked smile
 Статус: Завтра свое счастье найдет тот, кто читает этот статус ;) :: Изменён: 22 марта 2013

Awka (28 января 2013 14:44)
Сейчас: оффлайн
согласна smile


Narel (28 января 2013 14:52)
Сейчас: оффлайн
спасибо очень красиво написано))))))
 Статус: Услышать от отца, в кругу его друзей, что он гордится тобой - нет ничего счастливей :: Изменён: 18 апреля 2013

vse okey (28 января 2013 15:03)
Сейчас: оффлайн
мне очень понравилась статья ,те кто говорят мы не идеальны и тд ,на минуточку ,вообще -то эту статью писал не сам автор ,а человек далекий от нас ,от нашей культуры , нашего народа ) все очень даже правильно и точно описано, азербайджанская семья - это терпение ,прежде всего, терпение ко всему ,это забота которая проявляется ко всем членам семьи( подразумевается не только мама папа и дети) У нас есть чувство родства , наши тети дяди - таких нет ) я не могу сказать ,что все любят друг друга ,но у всех есть чувство уважения !наши родители более обеспокоены нами - это я могу сказать 100 % , и у девушек и у парней особое место в нашем обществе , папа и мама _ мы их не видим на одной ступени (обычно папа всегда главный ) а наши нене и баба -это кусочек неописуемого счастья ) так что автор молодец ,иногда стоит напоминать нашему народу такие вещи ,а то со временем все истекает .а этого быть не должно thankyou
img AZAZEL (2013-01-28 15:29:39)
пожалуйста.Мне и самому понравилось,по этому решил поделиться
img Zarazaaaa (2013-01-28 21:45:55)
действительно хорошая статья особенно вот это "Очень трогательное отношение у братьев к сестрам. Мальчишке лет тринадцати не стыдно сказать своим друзьям, что он не пойдет гулять, потому что на него оставили младшую сестренку. " реально все написано)))
 Статус: пусть всегда всё будет хорошо :: Изменён: 9 сентября 2012

Биберчик (28 января 2013 15:49)
Сейчас: оффлайн
Her bir milletde gozel aileler var.
 Статус: ... :: Изменён: 6 сентября 2013

dream96 (28 января 2013 16:12)
Сейчас: оффлайн
спасибо
 Статус: Мои статусы не для того - что бы их лайкали. Они для того - что бы всего один человек прочел их. :: Изменён: 7 сентября 2013

Дай человеку власть, и ты узнаешь, кто он.
Sabinkin (28 января 2013 16:57)
Сейчас: оффлайн
smile .............
 Статус: буду редко заходить( :: Изменён: 12 января 2014

.................
Mol3culee (28 января 2013 17:33)
Сейчас: оффлайн
Очень приятно читать такую новость ..спасибо


ЦветочччччеК (28 января 2013 17:35)
Сейчас: оффлайн
Спасибо
 Статус: НЕ ЖГИ МОСТЫ :: Изменён: 5 августа 2015

Muslimah77 (28 января 2013 18:05)
Сейчас: оффлайн
Очень понравилась))Спасибо
 Статус: Те кто говорит, что ислам у меня в сердце, подобно тому, что сдавать чистый листок бумаги учителю на экзамене и сказать: Знания у меня в мозгах! :: Изменён: 17 августа 2013

EVA NOVAYYA (28 января 2013 18:49)
Сейчас: оффлайн
Мои детские воспоминания об Азербайджане,его традициях,его семейных ценностях-лишь теплые и трепетные.Это статья только лишний раз наполнила меня гордостью за мою Родину.Живя на Украине,я вижу разницу во многом,т.к. по ходу своей работы мне приходится общаться с разными семейными парами различных наций.Но поверьте,здесь тоже есть свои традиции,родительские чувства,моральные ценности.
Я думаю,это зависит не только от менталитета определенной страны,а еще от внутреннего мировоззрения человека.
Спасибо smile


Zarazaaaa (28 января 2013 21:46)
Сейчас: оффлайн
Супер очень понравилось
 Статус: На родине )))))))))) :: Изменён: 28 марта 2013

CuckOo MonsTeR =D (28 января 2013 22:01)
Сейчас: оффлайн
interesno)spasibo
 Статус: #prayforsouthkorea :: Изменён: 20 апреля 2014

wub Каждая песня Адама Ламберта нашла маленький уголок в моём сердце. ♥
dr.Canik (29 января 2013 16:10)
Сейчас: оффлайн
dalshe semyi mi ne virosli....ne stali naciyey...
 Статус: esas yashamaq yashatmaqladir! :: Изменён: 10 июня 2011

«Я не нравлюсь многим лишь по одной причине: у меня есть собственное мнение.»
Leyla Ah. (29 января 2013 17:02)
Сейчас: оффлайн
thankyou interesno !!!
 Статус: Хороший друг - как ветер при ненастье , oн унесёт и горе и беду , люблю друзей надежных , настоящих . Ценю...и их Благодарю!!! :: Изменён: 24 мая 2012

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.