3 декабря 2012 Автор: Voyageur Просмотров: 2281 Комментариев: 13
Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

Третье место в списке самых перспективных планет на звание обитаемого мира занимает самый крупный из сатурновых спутников — Титан

Этот космический гигант был обнаружен в 1655 году голландским физиком Христианом Гюйгенсом, который в прямом смысле пошел по стопам своего идейного вдохновителя — Галилея, открывшего спутники Юпитера. Соорудив свой телескоп, Гюйгенс направил его в сторону 6-ой планеты от Солнца – Сатурна и стал первым, кто описал находящиеся в экваториальной плоскости этой планеты концентрические образования, состоящие из космической пыли и льда, другими словами кольца Сатурна. Кстати, эти же самые кольца видел и Галилей, но не смог понять, что это такое.

Наблюдая за кольцами Сатурна, Гюйгенс заметил яркий объект, делающий полный оборот вокруг планеты за 16 дней. На то время это был второй случай обнаружение спутника у планеты, которому предшествовало 45 лет назад открытие Галилея. И по аналогии с галилеевыми спутниками это космическое тело было названо гюйгенсовским спутником. Такое название просуществовало более 200 лет – вплоть до 1847 года, когда в свет вышла статья английского астронома Джона Гершеля (John Frederick William Herschel), в которой он предложил назвать известные в то время 7 спутников Сатурна именами братьев и сестер Кроноса1.

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

На изображении представлены сравнительные размеры спутников Сатурна

До полетов Вояджеров нам практически ничего не было известно о Титане. В 1944 году американский астроном Джерард Питер Койпер (Gerard Peter Kuiper) обнаружил, что у Титана имеется своя атмосфера, но определить ее состав и другие характеристики с Земли не представлялось возможным. Однако уже тогда стало ясно, что Титан является «белой вороной» на фоне остальных спутников, у которых либо вообще нет атмосферы, либо она чрезвычайно слабая.

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

Титан – спутник с самой мощной атмосферой. На фотографии запечатлены верхние слои атмосферы Титана и южный полюс Сатурна (на заднем плане)

Всю недостающую информацию о Титане позволили восполнить данные, полученные «Вояджером-1», пролетавшим в 1980 году в непосредственной от него близости. Нам стал известен диаметр этого космического тела — 5152 км, что делает его вторым по величине спутником в Солнечной системе, после Ганимеда2. Помимо этого была определена величина атмосферного давления, которое в 1,5 раза больше, чем на Земле, и сила тяжести, составляющая всего 1/7 от земной. Исходя их этого был сделан вывод, что для того чтобы создавать такое давление, атмосфера Титана должна быть на порядок больше, чем на нашей планете.
Если мы проведем линию Кармана3, то на Титане она пройдет на высоте 400 км, против 100 км у Земли. Атмосфера Титана схожа с ранней атмосферой Земли — 95% всех газов приходится на азот, и оставшийся процент — этан, пропан и прочие углеводороды.

На Титане наблюдается как парниковый, так и антипарниковый эффекты. Первый вызван скоплением в высоких слоях атмосферы метана, который является хорошим проводником солнечного излучения. Его антиподом является оранжевый туман из органических молекул, распространяющийся в нижних слоях атмосферы, активно поглощающий солнечные лучи. Влияние парникового эффекта приводит к увеличению температуры на 20 °С, благодаря этому на Титане очень тепло для столь удаленного от Солнца небесного тела — средняя температура составляет всего-навсего минус 179 °С.

Сравнительные размеры Луны, Земли и Титана

Конечно, о существовании воды в жидком виде при таких низких температурах говорить не приходится: лед на Титане это горная порода, по твердости сопоставимая со сталью. При таком холоде и в отсутствии воды на Титане просто не может быть жизни, т.к. столь суровые условия не дают никаких шансов на выживание даже самым примитивным из всех известных науке микроорганизмов.
И, тем не менее, Титан занимает 3 место в рейтинге самых лучших мест для обнаружения внеземной жизни в пределах Солнечной системы. Почему? Кто может обитать в этой ледяной пустыне?

Ответ заключается в том, что помимо шикарной атмосферы у Титана есть ещё одна особенность, выделяющая его из всех объектов Солнечной системы и ставящая его на одно из первых мест в списке потенциально обитаемых миров. Ученые давно подозревали об этой особенности Титана, сделав свои выводы на основе расчётов и компьютерного моделирования, но им нужны были железные доказательства, на поиски которых отправился 15 октября 1997 года космический аппарат «Кассини-Гюйгенс».

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

Старт космического аппарата «Кассини-Гюйгенс»

Этот аппарат состоит из двух основных элементов — автоматической межпланетной станции «Кассини», миссия которой заключается в исследовании Сатурна и его окрестностей и спускаемого зонда Гюйгенс, предназначенного для посадки на Титан.

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

Модель автоматической межпланетной станции «Кассини»

Для разгона аппарат использовал гравитационные поля трёх планет. Он два раза пролетел рядом с Венерой — в 1998 и 1999 годах, затем, в августе 1999 года со скоростью 69 тыс. км/ч прошёл около Земли (устроив переполох среди паникеров, считавших, что «Кассини-Гюйгенс», несущий на борту плутониевые батареи, пренепременно свалится на Землю и станет причиной глобальной радиоактивной катастрофы), зимой 2000 года пролетел мимо Юпитера. Станция прибыла к Сатурну 30 июня 2004 года и стала первым искусственным спутником этой планеты. Орбитальная скорость спутника составила 15 км/c.

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

«Кассини» включает двигатель малой тяги для выхода на орбиту Сатурна

Вслед за тем, как 14 января 2005 года зонд «Гюйгенс» опустился на поверхность Титана, последовала череда невероятных открытия. Самым главным из которых стало то, что Титан очень похож на Землю! Только на Титане и Земле можно попасть под дождь, источником которого является содержащаяся в атмосфере влага. Там, как и на нашей планете, есть реки озера, моря и болота. А механизм круговорота жидкости на этом спутнике знаком нам по учебникам природоведения для начальных классов — испаряясь из морей, жидкость конденсируется в облака, после чего выпадает на поверхность, формирует реки, которые потом опять впадают в моря.

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

«Гюйгенс» позволил нам увидеть поверхность Титана. Нужно признать, что выглядит она довольно-таки аскетично, но на Земле есть места и похуже!

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

Первое изображение озер на Титане, полученное при помощи радара «Кассини»

Стоп, а откуда там жидка вода при минус 179 °С? Ответ очень прост – ниоткуда: моря, реки и озера на Титане состоят на 80% из этана (который в земных условиях представляет собой бесцветный газ без запаха, обладающий сильно выраженным наркотическим действием), 10% метана (основной компонент природного газа), 8% пропана (так же содержится в природном газе), оставшиеся 2% приходятся на целый газовый клондайк, основу которому составляют бутан, бутилен, аргон, ацетилен и бензол. Все эти вещества, встречающиеся на Земле в газообразном состоянии, здесь, на Титане, перешли в жидкое под действием сверхнизких температур, образуют натуральный ‘суп’ из смеси различных углеводородов.

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

Камера «Кассини» запечатлела отражение луча Солнца от поверхности этаново-метанового моря

Представьте себе бескрайнее море углеводородов, бушующее под оранжевым куполом неба, нежный шепот прибоя и грозный гул волн жидкого газа, разбивающихся в брызги о ледяные скалы, твердые как сталь! Нет, это не фантазии гениального писателя научно-популярной фантастики, а совершенно реальный мир, находящийся от нас всего-навсего в 1,2 млрд. километров, — это Титан.

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

Однако увидеть эту внеземную красоту мы сможем лишь после 2029 года, именно тогда к Титану ожидается прибытие новой миссии Titan Saturn System Mission — совместного проекта «Европейского Космического Агентства» (ЕКА) и НАСА Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (англ. National Aeronautics and Space Administration) — агентство, принадлежащее федеральному правительству США, подчиняющееся непосредственно вице-президенту США и финансируемое на 100 % из государственного бюджета, ответственное за гражданскую космическую программу страны. Все изображения и видеоматериалы, получаемые НАСА и подразделениями, в том числе с помощью многочисленных телескопов и интерферометров, публикуются как общественное достояние и могут свободно копироваться.. Аппарат TSSM включает в себя один орбитальный и два опускаемых модуля: воздушный шар, который будет бороздить небо Титана, попутно собирая данные о составе атмосферы в различных регионах и посадочный модуль, способный приводниться на поверхность одного из метановых морей. Воздушный шар будет спущен в атмосферу Титана во время первого облёта и пробудет в воздушном пространстве спутника шесть земных месяцев: с апреля 2030 по октябрь 2030.

Миссия TSSM глазами художника из НАСА

Спуск

Раскрытие воздушного шара

Но главной задачей этой миссии все-таки остается поиск жизни, который будет осуществлять второй посадочный модуль — Titan Mare Explorer . Модуль будет выпущен с центрального аппарата и спустится на парашюте, точно так же как в 2005 году и Гюйгенс, на гладь моря Лигеи. Это будет первое плавание земного аппарата в инопланетном море. Из-за туманной атмосферы спутника и большого расстояния до Солнца аппарат не будет оснащен комплектом солнечных батарей. Их заменит новый генератор энергии — Advanced Stirling Radioisotope Generator, который сможет обеспечить бесперебойным питанием как сам посадочный зонд, так и спускаемые аппараты будущих космических миссии.

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

Кто может жить в море из жидких газов? Ответ на этот вопрос мы получим только после приводнения модуля Titan Mare Explorer

Так может ли существовать жизнь на Титане? В привычном нам виде — нет. Но возможна ли жизнь, которая будет использовать углеводороды вместо воды? Да! И возможно люди её уже обнаружили.
Ещё в 2005 году астробиолог Крис Маккей (Christopher McKay) заявил, что если на Титане есть микроорганизмы, то они должны активно потреблять атмосферный водород, концентрация которого у поверхности должна быть значительно ниже, чем в нижних слоях атмосферы. Спустя 4 года, в июне 210 года, его теорию подтвердил Даррелл Штробель (Darrell Strobel) из Университета Джона Хопкинса, который сообщил, что верхние слои атмосферы Титана перенасыщены водородом и чем ближе к поверхности, тем его меньше, а следовательно, кто-то или что-то его усиленно поглощает. По его авторитетному мнению, это некая метаногенная форма жизни4. В том же месяце научное сообщество узнало о том, что у поверхности Титана не имеется ацетилена, который присутствует в верхних слоях атмосферы в достаточном количестве, что согласуется с гипотезой Штробель, т.к. ацетилен, как и водород, тоже потребляется метаногенами.

Там, где живут пришельцы: Солнечная система - Часть 3. ТИТАН

Развертка северного полушария Титана вместе с открытыми морями

Конечно, это всего лишь намек, косвенный признак, но он может означать существование на Титане жизни, значительно отличающейся от земной. Что ж, так это или нет, нам покажет будущая миссия TSSM.
Казалось бы, выше уже были высказаны все «за» и «против» существования жизни на этом гигантском космическом теле, но Титан — это спутник с «двойным дном» почти в прямом смысле этого высказывания. Недавние исследования показывают, что под поверхностью Титана, на 200-километровой глубине, может залегать океан, состоящий целиком из жидкой воды и аммиака! Однако, подповерхностный океан, в сравнении с поверхностным, – среда с более мягкими и благоприятными условиями как для зарождения, так и для последующего развития живых организмов.

Конечно, аммиачно-водный раствор, находящийся под огромным давлением, имеющий отрицательные температуры по Цельсию (не замерзает он из-за того же аммиака и давления), это не практически идеальный для жизни океан Европы, но в нем вполне можно выжить. К сожалению, узнать что-то более подробное об этом гипотетическом океане земляне смогут очень и очень не скоро, учитывая внушительную глубину его залегания.

Итак, давайте подведем итоги!
● Углеводородные моря и озера Титана кишат простейшими микроорганизмами, совершенно непохожими на земные — 85%.
● Вероятность существования более сложных форм жизни даже не стоит рассматривать, т.к. бактерии – это максимум на что может рассчитывать спутник планеты, на котором единственный источник пищи – жидкие газы.

1Греческий бог плодородия, считающийся аналогом римского бога Сатурна.
2Седьмой спутник Юпитера, диаметр которого составляет 5 268 километров, чуть позже мы с Вами еще встретимся с ним.

3Линия, разделяющая основные плотные слои атмосферы и космос.

4Одноклеточные организмы (археи), побочным продуктом жизнедеятельности которых в бескислородной среде является метан. Их можно встретить на заболоченных территориях — именно они является источником так называемого болотного газа (метана), в кишечниках коров и человека. Страдаете от метеоризмов, знайте, Ваш многострадальный организм оккупировали археи.

ССЫЛКА НА ПЕРВУЮ ЧАСТЬ: МАРС